Сказка «Две звезды»

( для детей 9-10 лет; проблема: соперничество между двумя лидерами в классе)

Наверное, каждый из вас, мои дорогие друзья, любовался звездным небом в ясную лунную ночь. Но, думаю, не каждый знает, что среди тысяч миллионов горящих звездочек есть две – с которыми не так давно произошла одна необычная история.

Так вот. Это были две звезды-соседки: одна горела ярким желтым светом, другая – ярко-красным. Их так и называли: Ярко-жёлтая и Ярко-красная. И хотя звёзды жили почти рядом – они практически не общались между собой. Может быть потому, что обе были удивительно красивы, и каждая считала ниже своего достоинства первой  заговорить с соседкой. А может быть потому, что каждая звезда была очень уж занята своим делом. Хотя дело-то у них было почти общее: освещать планету Жизни и согревать ее обитателей. Вот только Ярко-желтая звезда освещала левую часть планеты, а Ярко-красная – правую. И всё было бы ничего. Но вот однажды прямо на границе левой и правой части планеты вырос красивый благоухающий нежнейшим ароматом цветок. Звёзды не могли не заметить его. И одна,  и вторая звезда захотели согреть и приласкать цветок своими лучами. И вот их лучи скрестились над цветком.

- Послушай, я первая увидела цветок, и значит он мой! – сказала Ярко-жёлтая звезда.

- Ну уж нет! Это я первая его заметила, да и смотрит он в мою сторону – значит цветок принадлежит мне! – рассерженно возразила Ярко-красная звезда.

- Я лучше смогу его согреть! – уже почти кричала Ярко-жёлтая.

- Нет, я! – гневно отзывалась Ярко-красная. Ни одна из звёзд не хотела уступать другой.

- Сейчас я тебе покажу, на что я способна! - Ярко-жёлтая звезда собрала всю свою энергию и злость и засветила в тысячу раз ярче обычного.

- Ты не знаешь, на что способна я! – Ярко-красная звезда, вся багровая от гнева, собрала все свои силы и направила жгучие лучи на звезду-соседку, стараясь заслепить её своим светом.

Соревнуясь в своем превосходстве, поддавшись злобе и гневу, звезды совсем забыли о цветке, о растениях и животных на планете Жизни. А те изнемогали от палящих звездных лучей: еще немного – и всёуничтожающий пожар охватит планету!

- Остановитесь! – прогремел вдруг на всё небо чей-то голос. Это Месяц – предводитель звёзд вовремя оказался рядом. – Опомнитесь!

И тут только две звезды, умерив свою энергию, вспомнили, из-за чего вышла ссора. Обратив свои взоры на цветок, звёзды не сразу увидели его: когда-то нежный трепетный бутончик и стройный стебелек с листочками распластались на земле. Цветок погибал от жары, впрочем, как и всё вокруг.

Слёзы раскаяния и горечи пришли на смену лучистому свету. Звёзды беспомощно рыдали – теперь свети сколько хочешь, только кому он нужен – твой свет? Звёздные слёзы потоками лились на планету Жизни. И потихоньку она стала оживать. Распрямил стебелёк, поднял головку и цветочек.

- Ну что ж, я думаю, вы поняли свою ошибку, – обратился к звёздам Месяц. Даже не будучи подругами, вы должны уметь спокойно решать все споры. Помните – ещё одна такая ссора – и погибнет не только планета Жизни, но и вы потеряете всю свою силу и красоту и превратитесь просто в холодные камни.

- А что же нам делать с цветочком, как его делить? – спросила у Месяца Ярко-красная звезда.

 

(Вопрос детям: «Как вы думаете, что посоветовал Месяц звёздам?»-  предположения ребят)

 

- Попробуйте договориться, - ответил Месяц и поплыл дальше осматривать свои владения.

- Давай сделаем так, – предложила Ярко-жёлтая звезда, - я буду согревать цветок до обеда, а ты – после.

- Хорошо, пусть будет так, - согласилась Ярко-красная звезда.

Две звезды так и не стали близкими подругами, но живут сейчас без ссор. И каждая знает: рядом с ней – самой красивой и яркой – светит точно такая же – яркая и красивая звезда. Ну что ж – и пусть светит!

Автор: Наталья Рыженкова

 

Самое главное

(для детей 6-9 лет; проблема развода в семье)

- Добрый день, мой маленький друг! Как, ты не знаешь, кто я?  Тогда догадайся! У меня рыжая шерстка и красивый пушистый хвостик. Я живу в лесу, в дупле старого, раскидистого дуба. Больше всего на свете я люблю щелкать лесные орешки и прыгать по деревьям. Догадался? Ну, конечное, это я – бельчонок  Тимка! Я вижу,  что ты часто грустишь в последнее время, и поэтому решил рассказать тебе свою историю. Итак…

В дупле старого раскидистого дуба жил да был бельчонок Тимка (то есть - я). Жил он, конечно, не один, а с мамой и папой. Днем мама и папа много трудились: собирали орешки и грибы, готовили запасы на зиму. Бельчонок же в это время вместе с другими малышами-зверюшками учился разным лесным премудростям у тетушки Совы. Зато по вечерам вся беличья семья собиралась вместе. Мама, папа и Тимка очень любили играть в игру «самый меткий»: каждый своим хвостиком старался забросить в лунку как можно больше шишек. Да, веселое было время!

Но потом… Бельчонок стал замечать, что родители часто ссорятся, папа возвращается домой все позже, а иногда и вовсе не бывает дома по нескольку дней. Мама-белка грустила и говорила, что папа просто собирает орешки очень далеко, в соседнем лесу, и не успевает вернуться  домой вовремя. Тимка тоже стал грустить, ведь теперь по вечерам не было ни игр, ни веселья. А в один из вечеров мама позвала его к себе и сказала: «Сынок, мы с папой больше не будем жить вместе. Нам очень трудно стало понимать друг друга – так бывает у взрослых. Мы с тобой будем жить здесь, а папа будет жить в соседнем лесу. Но в любое время, когда захочешь, ты сможешь видеться с ним.  Помни, мы очень любим тебя – и я, и папа.»

После этого разговора Тимка долго не мог уснуть. «Наверное, это я виноват во всем: плохо стараюсь в школе, проказничаю – поэтому папа рассердился на меня и решил переселиться в другой лес», - такие мысли не давали покоя бельчонку. И на следующий день, когда только появился папа, Тимка бросился к нему и, плача, стал просить: «Папа, я буду хорошо-хорошо учиться, буду послушным – только не сердись на меня и не бросай нас с мамой!» Папа тяжело вздохнул, крепко прижал к себе сынишку и сказал: «Сынок, я очень люблю тебя – и послушного и непослушного. В том, что мы с мамой решили жить раздельно, твоей вины нет никакой. Я не бросаю тебя. Я был, есть и буду твоим папой, и как прежде буду заботиться о тебе. Прости нас с мамой, сынок. Когда вырастешь, я думаю, ты все поймешь».

Теперь бельчонок засыпал с мыслью: «И что за странные эти взрослые. Как у них все запутанно. И как хочется побыстрее вырасти, чтобы хоть чуточку их понять.»

- Вот такая история произошла в моей семье, дружок.  Она ведь очень похожа на твою, правда? С тех пор прошло уже несколько месяцев. Мне все еще немножко грустно, что мои родители живут раздельно. Но я все равно их люблю, а они любят меня. И это – самое главное! Помни об этом и ты, малыш!

Автор: Наталья Рыженкова


 

Сказка «Урок чтения»

(для детей 6-8 лет с проблемами речевого развития, неуверенностью в себе)

Этот учебный день в школе зверюшек начался как обычно. Первым уроком у первоклассников была математика. А вторым – чтение. К этому уроку зверятам-первоклассникам задали выучить наизусть стихотворение. Львёнок немножко волновался. Нет, он выучил очень красивое стихотворение и знал, что сможет рассказать его очень выразительно . Но… Дело в том, что Львёнок так и не научился выговаривать звук «р»,  и ребята-зверята иногда поддевали его: «Что ж ты за Лев, если даже рычать не умеешь!» Вот и сейчас малыш побаивался, что его одноклассники ( а что если и  учитель?!) начнут смеяться над ним.

Начался урок . Первой стихотворение рассказывала Белочка. Она очень торопилась и у неё не очень красиво получилось.Потом учитель вызвал Медвежонка. А третьим  - попросил рассказать стихотворение Львёнка. Он стал рассказывать стихотворение и чувствовал себя не очень уверенно. И когда несколько раз вместо звука «р» произнес «л», за спиной услышал смех – кто-то смеялся над ним.

Львёнок очень расстроился и не смог рассказать стихотворение до конца. Он сел за парту и закрыл голову лапками. Тогда учитель обратился к зверятам-первоклассникам: «Ребята, мы все приходим в школу учиться. И все мы такие разные! И это здорово!  Кому-то сложно дается письмо, зато он прекрасно решает задачки. Кто-то не умеет быстро бегать, а вот стихи рассказывает просто замечательно. А кто-то заикается, но лучше его никто из ребят не нарисует. У нас у каждого есть свои особенности. У кого-то они заметны сразу: вот Львёнку, например, пока трудно выговаривать звук «р», но вы обратили внимание, какие у него «золотые руки» - поделки у Львёнка одни из лучших. К тому же он очень добрый, всегда придет на помощь. Так над чем же здесь смеяться?

А ты, Львёнок, не переживай. Знаешь ли ты, что у такого великого полководца  как Юлий Цезарь, тоже были проблемы с речью – он заикался. Но это ничуть не помешало ему завоевать полмира! Т.е. эта его небольшая особенность просто не замечалась за другими его качествами: умом, целеустремленностью, смелостью. Вот так-то.»

На следующем уроке чтения Львенок подошёл к учителю и попросил: «Можно я расскажу сегодня свое стихотворение до конца?» Учитель конечное же согласился.

«Я смогу, у меня получится», - сказал себе Львёнок, и рассказал все стихотворение до конца – очень красиво и выразительно. Кто-то попытался хихикнуть, но Львёнок не обратил на это никакого внимания.

«Звук «р» - это моя особенность. Зато я умный, настойчивый и смелый, и никогда не смеюсь над слабостями других» , - так успокоил себя Львенок.

«Ты – молодец!» - сказал в конце урока учитель Львёнку. А все ребята захлопали.

Автор: Наталья Рыженкова  

Про Чебурашку 

(для детей 6-8 лет; ребенок боится  темноты)

Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тре­вогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто-то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Раз­мышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в ком­нате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной сме­яться или нет», — подумал Чебурашка.

«Алло», — ответил на другом конце провода Крокодил Гена.

«Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает».

«Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят боль­шие часы с кукушкой — они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее».

—    Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене.

 Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но имен­но это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его насто­роженность и тревога начали передаваться и Гене.

«Что за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве».

И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно захо­дить в неосвещенные комнаты.

- Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.

- Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!

-     Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спаль­ня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ни­чего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться.

-     Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.

-     Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими дру­зьями, если бы действительно существовали.

- Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — вос­кликнул Чебурашка.

- Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посто­ронних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх прихо­дил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти су­щества, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся!

- Чего же?!

-     Боятся света. Но, — продолжал Гена, — когда я стал бо­лее внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном све­та, то обнаружил, что все эти звуки есть!

- Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все-таки не боятся света.

-     Не волнуйся, Чебурашка, — Гена улыбнулся и ласково об­нял друга за плечи, — оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговари­ваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы мо­жем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, ти­хий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказы­вать нам свои сказки.

-  Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спаль­ню! — воскликнул Чебурашка.

-     Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подло­жила Шапокляк, и чудовищ.

-     Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе каза­лась смешной.

-     Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путе­шествиях.

-     Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рас­сказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет...

-     Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраня­ет, — задумчиво сказал Крокодил Гена. — Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!»

-     Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание?

-     Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх толь­ко на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время ря­дом с тобой.

Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка сов­сем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери.

«Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Ко­нечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговари­вать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.

На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка на­чертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны...

 Автор: Татьяна Зинькевич-Евстигнеева 

  

Сказка про Медвежонка  

(для детей 6-8 лет; проблема ревности старшего ребенка к младшему)

В одном сказочном лесу жила-была семья медведей: Папа-медведь, Мама-медведица и маленький Медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пче­лами и те делились с ними лесным медом, загорали на солныш­ке, купались в речке, — словом, все делали вместе.

И вот однажды Мама-медведица сообщила всем радостную новость — скоро в семействе медведей будет пополнение. Дей­ствительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос день ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?

Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, и Папу, и его. Правда, Сестренка медвежонка оказалась совсем не такой, какой он ее себе представлял. Но самое не­приятное было то, что она постоянно требовала к себе внима­ния. Особенно Мамы.

Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягода­ми и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама ос­тавляли Медвежонка присматривать за сестрой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень-очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестренке, беспокоились о ней, расспрашива­ли: «Как она?» Когда вся семья была в сборе, играли с малыш­кой, а не с ним. 

«А я, что же, больше им не нужен?» — спрашивал себя Мед­вежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома.

И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной до­рожке и думал о том, как несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем-то наказать: «Вот когда я умру, они поймут, кого потеряли, но будет поздно!» От этих мыслей слезы навер­нулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.

Шел-шел Медвежонок и пришел к домику зайцев. В их се­мье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как стар­шие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть мор­ковку. «Что с них возьмешь, — зайцы!» — продумал Медвежо­нок и пошел дальше.

Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший ли­сенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, по­хоже он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. «Где ему меня понять, — подумал Медвежонок. — Что с них взять, — лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь.

Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок ви­дел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотится. «Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!» — подумал Медвежонок и пошел дальше.

Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголо­дался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хоте­лось домой. Но вернуться он не мог.

Как ты думаешь, почему?

Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.

-     Ух, — удивилась Сова, — что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?

-     Да ничего, просто гуляю и все! Я — самостоятельный.

-     Это верно, — согласилась Сова, — слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.

-     Да это они просто перед сном с сестренкой гуляют! — ответил Медвежонок.

-     Э-э-э, видно ты в обиде на родителей? — догадалась Сова.

-     Да нет, просто... — Медвежонок не знал что сказать.

-     Просто, да непросто... — глубокомысленно изрекла Сова и, помолчав, добавила:

-      Похоже, мне придется открыть тебе один секрет... правда, я обещала Папе-медведю никому не рас­сказывать...

-     Что это за секрет?

-     Дело в том, что вскоре после того как ты родился, ко мне приходил Папа-медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена-медведица больше его не любит. «Теперь у нее есть сын, а я ей совсем не нужен», — так говорил он...

-     Не может быть! — воскликнул Медвежонок. — Папа так не мог говорить!

-     Ты почему так думаешь?

-     Но не мог же он чувствовать то же, что и я!

-     А разве ты чувствуешь то же самое?!

-     Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала:

-     Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть преж­ней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпе­ния и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и не­любимыми...

-     Так значит я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.

-     Чувства, которые руководили тобой, может испытать каж­дый. Иногда не просто увидеть любовь, если тебе уделяют немно­го внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень любят...

Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Муд­рая Сова еще долго смотрела ему вслед.

Как ты думаешь, о чем она думала?

   Автор: Татьяна Зинькевич-Евстигнеева

 

Сейчас на сайте

Сейчас 315 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте